Статьи  /  Категория  

Изучение английского с музыкой

Введение

 

На протяжении веков эксперты в различных областях - философы, ученые, учителя и терапевты признавали место музыки в целебных и развивающих функциях. За последние два десятилетия исследования добились больших успехов в теории овладения иностранным языком. Многие считают, что поучительная связь языка и музыки существует, поскольку есть множество исторических доказательств связи музыки с изучением языка. Язык и музыка - это два способа, которые люди используют для общения и самовыражения с помощью звука.

 

Изучая глубокие и интенсивные отношения между языком и музыкой на протяжении всей истории, мы неизбежно возвращаемся к грекам. Платон писал, что "музыкальное обучение - более мощный инструмент, чем любой другой, потому что ритм и гармония находят свой путь внутри души... делая красивой душу того, кто получил правильное образование”. Мы должны знать, что в древнегреческой культуре музыка подразумевала язык, сам Платон считал мелодию без слов "признаком отсутствия истинного художественного вкуса". Язык уникальным образом позволял греческому слушателю точно определить характер настроения, которое, как предполагается, отражают ритм и мелодия. Платон ожидал увидеть язык в музыкальном контексте, но он не писал о музыке внутри языка. Чтобы понять это, нужно обратиться к греческим мифам. Слово "мусикас" означает "от муз", и понимание происхождения муз показывает, как они понимали роль музыки в развитии лингвистических жанров, которые имеют три элемента: мелодия (интонация), стих (слова) и танец (язык тела). И действительно, сегодня мы признаем значимую коммуникацию как мультимодальную конструкцию, большая часть которой является музыкальной. При любом устном взаимодействии только 15% информации соответствует вербальному языку, в то время как 70% сообщения передается с помощью языка тела, а последние 15% принадлежат интонации, музыкальному характеру языка. И поскольку музыка и язык обладают такими важными качествами, как ритм, высота звука, тембр и динамика, методы обучения каждого из них хорошо смотрятся вместе в учёбе.

 

Дискурсивная интонация, упорядочивание высоких звуков, издаваемых человеческим голосом, - это первое, чему мы учимся, когда овладеваем языком. Позже, именно благодаря взаимодействию, мы изучаем музыкальность каждого языка, необходимую для успешного общения.

 

Ребенок может имитировать ритм и музыкальные контуры языка задолго до того, как научится произносить слова. Они замечают такие качества звука, как направление, частота, интенсивность, продолжительность, темп, интонация, высота тона и ритм. Музыкальные аспекты языка, тон, паузы, ударение и тембр - это звучащие единицы, в которые позже помещаются фонемы, согласные и гласные звуки языка. Исследователи сделали несколько важных замечаний относительно конкурентных позиций языка и музыки с точки зрения структуры и функционирования мозга. Эти способности, по-видимому, в некоторой степени локализованы в двух височных долях, причем левая на 90 процентов лучше распознает слова, а правая примерно на 20 процентов лучше распознает мелодические паттерны. Термины "правое полушарие" и "левое полушарие мозга" часто неофициально используются для описания континуума между задачами, воспринимаемыми как эмоциональные и художественные, и задачами, понимаемыми как рациональные и научные. Однако возможно установить связь между обработкой правым полушарием музыки и ритма и обработкой левым полушарием вербальной информации. Высокие музыкальные способности характерны для людей, владеющих несколькими языками. Аналогичным образом, музыкальные люди обладают повышенными способностями к изучению иностранного языка благодаря развитой способности воспринимать, обрабатывать и точно воспроизводить акцент. С таким пониманием вспомогательной роли музыки в сознании мы должны признать, что музыка может более эффективно пробудить у студентов интерес к изучению языка, и это было доказано конкретными примерами "преподавания музыкального языка". И здесь вступает в действие музыкально-лингвистическая методика, которая помогает учащимся развивать интонацию, ритм, высоту звука и слуховую память, а также получать опыт в понимании ударения в слове, продолжительности внимания и предвосхищении нового текста. Чтобы лучше понять, как это работает, следует признать, что на сегодняшний день было открыто восемь различных областей интеллекта, включая вербально-лингвистическую, математико-логическую, визуально-пространственную, телесно-кинестетическую, музыкально-ритмическую, межличностную, внутриличностную и натуралистическую. Как мы видим, лингвистический и музыкальный интеллекты разделены, но если они работают вместе, результат получается более сильным благодаря сотрудничеству. На самом деле языковая интонация в значительной степени зависит от восприятия музыкальности.

 

В конце 1970-х годов в преподавании иностранных языков была популярна суггестопедия, метод, разработанный болгарским психотерапевтом Г. Лозановым. Одним из основных занятий было чтение под музыку. Учителя заставляли своих учеников слушать её и расслабляться, в то время как они включали музыку на заднем плане и читали текст на иностранном языке, используя выразительную вокальную артикуляцию в классической музыке автором, таких как Моцарт, и обычную артикуляцию в музыке барокко, автора И.С. Бах. Хотя позже от этого метода почти отказались и он существенно отличается от того, который мы предлагаем здесь, тем не менее, он показывает, что взаимосвязи между музыкальной и лингвистической областями позволяют музыке помогать в изучении лексики и фраз, а эти задачи определяются лингвистическим интеллектом. Музыка положительно влияет на языковой акцент, память и грамматику, а также на настроение, удовольствие и мотивацию. Учителя языка и музыкотерапевты должны поощрять совместное изучение этих естественных партнеров, потому что общение с помощью музыкальных средств приносит пользу всем. Таким образом, музыкально-лингвистический метод открыл новые пути в мозге, что обеспечило более широкое восприятие поступающей информации и даже вызвало большее желание общаться с другими и учиться у них, в частности, для улучшения коммуникации. Использование музыки в контексте овладения языком вызывает интерес у учащихся, но есть и другие эффекты, в том числе увеличение словарного запаса, естественный контекст для слов, экстралингвистические подсказки к смыслу и стихосложение, все это способствует овладению вторым языком. Преподаватели иностранных языков могут многое извлечь из изучения исследовательской литературы, связанной с использованием музыки в образовательных целях и влиянием музыки на мышление и поведение. Влияние музыки на овладение языком также было доказано в клинических исследованиях музыкотерапевтов, которые получили такие же результаты.

 

Исходя из моего опыта преподавания музыки и преподавания английского языка как второго через музыку детям и взрослым, я пришел к определенным выводам, которые способствуют дальнейшему развитию метода и его применению на всех уровнях преподавания иностранного языка.

 

Работа с детьми

Детям нравятся детские стишки, подвижная деятельность и песни как основные тексты для формирования представлений о реальности. Однако, похоже, что только предприимчивые учителя следуют предложенным здесь методам в организационном контексте. Конечно, улучшение практики преподавания языка можно рассматривать как цель, которая является важным поводом для исследований и инноваций.

 

Песни также помогают двигаться с помощью жестов рук и ритмичных движений, а это в свою очередь позволяет выступать на публике. Все это способствует развитию способностей, которые не рассматриваются в более традиционных методах преподавания языка. На самом деле, это значительно отличается от нынешней практики преподавания, используемой в большинстве контекстов, которая настаивает на том, что язык лучше всего изучать с помощью лексики и правил их сочетания. Эффективность такого обучения не очень высока, хотя и качественно оценивается большинством учителей, поскольку она основана на учебниках и ее легко использовать. Музыкальный метод фокусируется на том, чтобы получать удовольствие от языка и позволять словам произноситься более естественным образом, и как таковой имеет больше общего с коммуникативной методикой изучения языка, которая использует социальное взаимодействие, небольшие группы и обсуждение со сверстниками. Музыка может быть интегрирована в более реальный способ изучения языка. Это помогает учащимся не только в приобретении словарного запаса, но и в овладении информацией, относящейся к языку. Пользой использования музыки на занятиях по изучению языка в раннем детстве являются результатом естественной близости музыки к языку. Общие занятия музыкой в классе, включающие пение и изучение ритма, помогают улучшить развитие навыков распознавания звуков на слух, включая интеграцию звуков букв, слогообразование и произношение слов. Дети обращают пристальное внимание на едва уловимые изменения тона и синхронность, что позволяет им безупречно выучить свой языковой акцент.

 

Песни усиливают важные элементы ударения и длительности, а также усиливают нормальные вокальные контуры в речи. Таким образом, музыка воспроизводит то, как воспитатели разговаривают со своими детьми, и как уже было сказано, это улучшает их понимание и усвоение языка. Чтобы это работало правильно, структура фразы и музыки должны совпадать, а такое происходит не всегда. Таким образом, важно правильно подобрать песни для пения в классе. Я использовал некоторые обычные детские песенки на английском языке, сопровождаемые иллюстрациями и/или музыкальными видеороликами из мультфильмов; другие я написал и сочинил сам, в соответствии с потребностями учебного подразделения. В качестве основы для совместимости музыки и языка - деление большинства песен на 4 такта хорошо совпадает с лингвистической основой бинарного изменения, или ударных и безударных слогов. Такое соответствие базовых единиц помогает улучшить запоминание слов и фраз при пении. Естественно, я всегда использую очень простые музыкальные формы, которые легко усваиваются маленькими детьми. Правильное сочетание слов и ритма помогает связать песни вместе и улучшить способность разума запоминать их. Небольшое изменение в расположении слов и музыки может сделать разницу между запоминающейся песней и той, которую невозможно забыть, и выяснить успех или неудачу в изучении и запоминании новой лингвистической информации. Следуя мнемоническим принципам, всегда полезно использовать рифмующуюся песню. Использование ритма, рифмы и категорий для организации информации может упростить изучение любой новой языковой единицы. Песни-рассказы нравятся еще и тем, что в них используются слова и словосочетания, не похожие на стандартную речь, что облегчает запоминание, а иллюстрации или карикатуры помогают сделать эти слова понятными. Это очень легко доказать. Я провел эксперимент, разделив класс на две группы: одна группа услышала, как им спели историю, другая - как им ее рассказали. Все участники сообщили, что истории из песен понравились им больше, чем обычные истории, и только те, кто был в “поющей” группе, смогли восстановить историю и запомнить использованные слова. Урок, на котором две группы детей изучали грамматическое понятие на английском языке, одна группа использовала традиционные методы, а другая - песни, показал одинаковые результаты. Через 2 месяца только дети, которые учились с помощью песни, могли запомнить грамматическое правило. Поющие дети явно продолжали петь песню после первого урока, что закрепило концепцию вместе с текстом и мелодией.

 

Песни также знакомят детей с культурой, улучшают их сенсорную восприимчивость, позволяют уступать и развивают навыки импровизации, повышая общительность группы. Пение или хлопанье в ладоши в группах помогает уменьшить беспокойство ребенка и повысить его уверенность в себе. Благодаря этим результатам музыкальное обогащение в обучении языку становится не просто вариантом, а убедительным следующим шагом в повышении эффективности. Музыка и язык должны использоваться вместе на занятиях EFL (английский как иностранный язык). Вербальная практика, связанная с музыкальной информацией, кажется более запоминающейся, иностранные звуки в сочетании с музыкой сохраняются в долговременной музыкальной памяти и доступны для мысленной репетиции и запоминания. Повторение - это один из основных способов запоминания материала мозгом. Вот почему использование мелодичного подхода работает. Музыка и музыкальность преподавания языка создают богатую звуковую среду и устраняют другие слуховые отвлекающие факторы. Музыкально-лингвистический метод повышает осведомленность учащегося о звуках, ритмах, паузах и интонациях и развивает беглость речи с помощью копирования и повторения.

 

Работа со взрослыми

Большинство молодых людей, посещающих уроки EFL, не новички, то есть у них уже есть немного знаний языка, независимо от того, приобрели ли они их в результате обычного школьного образования или благодаря личному опыту. Обычно взрослые начинают курс либо для подготовки к экзаменам в своей обычной школе / университете, либо для карьерного роста, иногда просто по личным причинам. Большинство трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении английского языка, являются следствием степени, в которой их родной язык отличается от английского, это приводит к тому, что они часто допускают ошибки в преложениях и произношени или приписывают английскому грамматические модели своего родного языка, неправильно или с трудом произносят определенные звуки и путают предметы из лексики, такое называют "ложные друзья". Кроме того, значительны культурные различия в стилях общения и вкусах. Естественно, к учащимся, которые не получают результатов в стандартных методах преподавания, нужно подходить по-другому, но надлежащий характер этого обучения, будь то музыкальное, логическое или какое-либо другое, может в большей степени зависеть от индивидуальных способностей учителя, чем от потребностей учащихся.

 

Музыка делает культурные идеи доступными для всех учащихся и увеличивает емкость рабочей памяти, обеспечивая при этом структурированный контекст для долговременного запоминания слов и фраз. Это также создает хорошую атмосферу в классе, тем самым повышая мотивацию. Ученики относятся к песням с пониманием и считают изучение лексики не скучным, а интересным и забавным занятием. Аналогичным образом, студенты, изучающие иностранные языки, которые не знакомы с целевой культурой и испытывают трудности с самовыражением, могут установить контакт благодаря освобождающему влиянию музыки. Это подходит к поп-песням, которые являются частью молодежной культуры. Эти песни также, как правило, затрагивают проблемы, интересные студентам, поскольку они приравнивают себя к певцам и хотят понимать слова. Песни также полезны при обучении ритму и музыкальности языка, а атмосфера, создаваемая музыкой, повышает способность учащихся запоминать слова и, таким образом, сокращает период обучения. Народную музыку тоже надо брать во внимание, потому что, в отличие от всей современной музыки, она всегда соответствует изучению языка. Для того чтобы глубже познакомиться с уникальным наследием и самобытностью культуры, погруженность очень полезна для изучения языка.

 

Конечно, не все так просто. Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя при использовании песен в классе, - это нестандартная грамматика во многих песнях и "несерьезный" вид поп-песен. Первая проблема заключается в том, что нестандартная грамматика будет сбивать с толку изучающих иностранный язык. Ответ на этот вопрос в текущих исследованиях заключается в том, что не все песни подходят для занятий иностранным языком. Таким образом, крайне важно провести анализ и выбрать песни, подходящие для учащихся и использующие соответствующие грамматические конструкции. Однако мы должны признать, что нестандартная грамматика довольно распространена в повседневном использовании большинства языков, и учащиеся также должны научиться справляться с ней на изучаемом ими языке. При коммуникативном методе овладения языком ученикам рекомендуется работать с грамматикой интуитивно, а не заучивать правила наизусть. Грамматические упражнения были убраны, и большинство учителей понимают, что методология "структуры дня" редко учит тому, чему она предназначена, потому что все ученики находятся на разных уровнях. Этот метод, по-видимому, работает хорошо, однако в определенных случаях целесообразно сочетать этот метод с прямым обучением шаблонам грамматики. Песни можно использовать в качестве введения к упражнению или, возможно, вместо него, и у студентов будет возможность изучать грамматику, заучивая тексты песен, возможно, даже не замечая этого. Это нежелание отказываться от упражнений является одной из загадок в преподавании языка, даже несмотря на то, что доказано, что они дают плохие результаты. В одном интересном примере песни действительно помогли сдать тесты по грамматике в классе, потому что ученики смогли легко вспомнить отрывки из песен, которые демонстрировали правильный ответ. Этот метод запоминания на слух имеет решающее значение для изучения языка и может быть использован для закрепления грамматических понятий, слишком сложных для понимания взрослыми изучающими язык за несколько уроков.

 

Что касается второй проблемы, учителя беспокоятся, что их ученики будут наслаждаться музыкой, но на самом деле будут учиться меньше, чем при использовании стандартных методов. Это беспокойство было опровергнуто всеми исследованиями, проведенными по этому вопросу, касающимися разных языков, разных групп учащихся и разных уровней занятий. Общее мнение заключается в том, что студенты усваивают одинаковый объем материала обоими методами. Главное отличие заключается в том, что студенты сообщают о материале, усвоенном с помощью песен, как о гораздо более запоминающемся и долговечном! Не говоря уже о том, что это более приятно, поскольку повышает мотивацию к обучению.

 

Песни также помогают освоить стихосложение языка и позволяют повторять фразы в режиме пения на занятиях для дальнейшей практики словарного запаса. Студентам нравилось пение, и они репетировали его по частям, что усугубляло овладение языком - непроизвольное повторение в сознании учащегося ранее услышанной речи на иностранном языке. Повторение песни в голове, обычно происходящее, когда за прослушиванием следует относительная тишина, приводит к непроизвольной внутренней озвучке лингвистического содержания, что затем приводит к улучшению памяти в сознании. Песни помогают во всех четырех основных областях изучения языка – аудировании, говорении, чтении и письме. Представляя новую песню моему классу, учитель должен сначала показать ее, пока ученики молча слушают, глядя на слова, затем попросить учеников повторить слова, не напевая их. Более продвинутые учащиеся могут слушать, не вникая в слова, чтобы позже обсудить то, что они услышали и поняли. Затем учитель должен указать на новую лексику, идиомы, грамматические элементы и, при необходимости, подсказать произношение. Затем воспроизведите песню еще раз, позволив студентам присоединиться, когда они почувствуют уверенность в том, что могут подпевать. Следующий шаг - задать ученикам вопросы и обсудить ответы с преподавателем или другими учащимися, улучшая память и обсуждая смысл. Продвинутый уровень требует, чтобы учащиеся написали текст с музыкальным представлением его ритма и исполнили его.

 

Результаты поразительны: все учащиеся сообщают, что им нравятся уроки и у них высокая мотивация к обучению; музыка помогает увеличить словарный запас за короткий промежуток времени и выучить типичные фразы, необходимые для содержательного общения; прослушивание песен и пение фактически уменьшают иностранный акцент; грамматические шаблоны более понятны, улучшение памяти; и учащиеся узнают больше о ритме предложений, произношении, интонациях и ритмичности английского языка, чем раньше, когда учились только по традиционным методам. Кроме того, они могут взять музыку с собой и разучивать ее на ходу. И это помогает улучшить настроение!

Разместил Олег